Персональный сайт В.В.Краевского: Публицистика
Персональный сайт В.В.Краевского

Краевский Володар Викторович (23 июня 1926 г. - 8 апреля 2010 г.) – заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член РАО, автор более 300 научных публикаций по вопросам методологии педагогики, дидактики, педагогического образования, многие из которых изданы за рубежом.

 
В начало
Обо мне
Новости
Мои статьи
Мои книги
Публицистика
Стихи
Фотогалерея
Гостевая книга
Контакты
 
 
 

 

Публицистика

В.В.Краевский

                                 РАО – быть или не быть? 

          В последние годы в средствах массовой информации ведётся активная дискуссия о путях развития отечественной науки и академической реформе. Этим проблемам посвящены многочисленные выступления учёных, политиков, экономистов, журналистов, в том числе видных представителей и руководителей академий, имеющих государственный статус. И лишь руководство одной из этих академий – Российской академии образования - стоит  в стороне от дискуссий, спрятав, по обыкновению, голову под крыло. Эта ситуация  крайне тревожна и требует как активных действий со стороны членов и сотрудников РАО, так и самого пристального внимания общества.

          Согласно последней редакции Закона о науке, уставы академий, имеющих государственный статус, утверждаются Правительством РФ. По распоряжению Правительства проекты уставов, одобренные Общими собраниями этих академий, должны быть представлены до 1 апреля сего года. В этом направлении сейчас активно ведут работу  государственные академии. И только в РАО вынашивается иной план. Суть его – затянуть разработку и принятие нового устава, а вместо этого на ближайшем Общем собрании провести выборы новых членов академии. И провести, как обычно, так, чтобы эти новые члены были «своими людьми», способными укрепить положение нынешнего руководства РАО.

          Зачем это делается? Ответ прост: таким способом президент РАО Н.Д.Никандров надеется продлить срок пребывания на своём посту (на котором он, по сути, бездействовал два срока, то есть десять лет), сохранить status quo и неприкосновенность своих личных интересов, которые давно уже стали для него выше не только общественных интересов, но и интересов сохранения и развития академии. Это типичная куриная слепота нуворишей.  В итоге, во-первых, игнорируется распоряжение правительства и, во-вторых, РАО выпадает из правового поля, а это – прямой путь к уничтожению академии. 

Такое, выходящее за рамки здравого смысла, развитие событий – закономерный итог политики, проводимой руководством РАО в последнее десятилетие. Эта политика привела к отрыву академии от задач развития страны и научного обеспечения национальной системы образования. Тогда как в условиях массового преобразования всех сфер жизни России роль РАО должна была бы постоянно возрастать.

Сегодня голос РАО нигде не слышен. Позиция академии, которая ясно выражала бы мнение профессионального сообщества, отсутствует.  Со стороны этого сообщества идёт постоянная и резкая критика оторванности руководства академии от реальной жизни, от актуальнейших проблем и потребностей образования.

В Российской академии образования сложился  недопустимый для научного сообщества аморальный и авторитарный стиль управления.      В последние  годы на пути откровенного, заинтересованного, профессионального  обсуждения любых вопросов выстроена  система преград. Она действует безотказно. Всё заранее расписано и решено. Выступить на заседании Президиума и на Общем собрании с мнением, не совпадающим с позицией руководства, практически невозможно. Идёт постоянный отсев из Президиума и других руководящих органов академии, неугодных её президенту людей. Как правило – это наиболее талантливые и перспективные учёные с всероссийским и даже мировым именем.

Общее собрание РАО превратилось в заслушивание формальных отчётов членов Президиума и проведение столь же формальных голосований, одобряющих принятые решения.          Зато  увлекательнейшим видом спорта стали выборы новых членов академии. Именно здесь кроется основная интрига и разворачиваются главные события нынешней академической жизни в РАО. Возня вокруг выборов напоминает танцы на палубе тонущего «Титаника».  Как пример выбора людей, не только далеких от науки, но и аморальных, показательна позорная история выборов в члены-корреспонденты РАО г-на Мартиросяна.

Б.П.Мартиросян – заместитель президента РАО Н.Д.Никандрова по хозяйственным и финансовым вопросам. В 2000-2003 гг.  он весьма своеобразным способом подготовил и защитил кандидатскую и докторскую диссертации по разным темам. Далее он необычайно быстро  был утверждён ВАКом и сразу же  выдвинут для избрания в академию. Трижды президент РАО принуждал академию к избранию г-на Мартиросяна. Но, поскольку «научные результаты» соискателя не были известны академическому сообществу, его кандидатура на выборах 2004 и 2005 гг. вызвала резкое   отторжение со стороны членов академии. И только в 2006 году Мартиросян был-таки избран путём откровенной фальсификации. Недавно бывший завхоз получил с помощью президента грант больших размеров на разработку проблем профильного обучения, от которых он бесконечно далёк.

Принципиальное значение для внутренней жизни академии имеют кадровая проблема и проблема целевого, эффективного расходования средств.

Не секрет, что средний возраст и членов академии, и сотрудников академических институтов недопустимо высок. Поэтому привлечение молодых учёных и воспитание новых поколений исследователей – сегодня одна из центральных задач РАО. Но какая-либо серьёзная кадровая политика в академии отсутствует. Хуже того – привычной практикой стало  изгнание инакомыслящих, «наказание невиновных и награждение непричастных». Тот же Мартиросян награждён, к примеру, медалью Ушинского, которую не имеют многие достойнейшие члены и сотрудники РАО.

Что касается  нецелевого расходования средств, то в этом отношении неоднократные проверки Счётной палаты РФ неизменно завершались весьма существенными критическими замечаниями. О непринужденном обращении руководства РАО с финансами свидетельствует новая практика поощрения: выдавать материальную помощь не сотрудникам, а самим себе (так было, например, в январе прошлого года).

Сегодня Российская академия образования стоит на распутье. По сути, решается вопрос: быть или не быть РАО. Нынешний её президент своей бездеятельностью и жаждой самосохранения ведёт академию в небытие.

Российская академия образования тяжело больна. Но её положение не безнадёжно, пока в её институтах трудятся настоящие честные учёные, многие их которых известны и в нашей стране, и за рубежом. Болезнь можно излечить. Но для этого нужно убрать главную её причину – сменить на руководящих постах в РАО людей, забывших о своём долге и своих прямых обязанностях.

                                                 

(С) Краевский В.В., 2008