Персональный сайт В.В.Краевского: Мои статьи
Персональный сайт В.В.Краевского

Краевский Володар Викторович (23 июня 1926 г. - 8 апреля 2010 г.) – заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член РАО, автор более 300 научных публикаций по вопросам методологии педагогики, дидактики, педагогического образования, многие из которых изданы за рубежом.

 
В начало
Обо мне
Новости
Мои статьи
Мои книги
Публицистика
Стихи
Фотогалерея
Гостевая книга
Контакты
 
 
 

 

Мои статьи

Краевский В.В.

Иерархия целей образования

В образовании существует иерархия целей – от общественной цели-идеала и цели образования в целом до цели отдельного урока. Следует различать цели обучения, с одной стороны, и воспитания, с другой; цель воспитательной системы – и цель преподавания учебного предмета; цель урока – и цель воспитательного мероприятия; цель учебного задания – и цель воспитательного воздействия.

Иногда эту иерархию уровней целеполагания не соблюдают, и тогда постановка целей оказывается чисто формальным действием. Например, если воспитательная цель урока в начальной школе формулируется как «воспитание гуманизма» применительно к первоклассникам, становится очевидным расхождение между уровнями общей цели и конкретной работы учителя в классе. Реальной, а не абстрактной целью в этом случае могло бы быть воспитание доброго отношения к домашним животным, особенно если такая цель подкрепляется содержанием учебного материала. Это и было бы воспитание гуманизма у детей этого возраста, на данном уровне.

Для прояснения вопроса об иерархии целей проследим путь от общественной цели до цели педагогической.

Главной вехой и отправным пунктом пути будут общие цели образования, выраженные преимущественно в терминах философии и социологии, отраженные в средствах массовой информации, иными словами, в общественном сознании. Следующая ступень  конкретизация этих целей в психологических представлениях о тех качествах личности, которыми должен обладать образованный человек. Например, только психология может ответить на вопрос о том, какими умениями обладает творческая личность. Опыт такой деятельности включается в число элементов содержания образования, представленное как педагогически адаптированная культура.

Вот как характеризует такие умения И.Я.Лернер в пособии «Дидактика средней школы»*. Важной чертой творческой деятельности он считает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. Перенос состоит в том, что, решая какую-либо новую для него проблему, ученик способен использовать давно усвоенные знания и умения для поиска решения. Это не всегда легко сделать, особенно если эти ранее усвоенные знания лежат в другой научной области, чем решаемая проблема.

Другая черта – видение новой проблемы в знакомой ситуации. Ученик, увидев в музее ручное рубило, спросил учителя: «Значит, далекие предки уже знали разницу между острым и тупым? Ведь они делали рубило с одного конца тупым, а с другого острым!» Следовательно, ученик поставил проблему – нельзя ли по рубилу «судить о знаниях древнейших людей». Чтобы понять все значение этого вопроса и проявленной мысли ученика, следует заметить, что некоторые психологи считают часть людей обреченной на проблемную слепоту, т. е. органически неспособной к постановке (видению) новых проблем. Это совершенно неверная мысль, и среди здоровых людей нет таких, у которых нельзя было бы развить этой способности. Без нее развитие культуры шло бы бесконечно медленнее. И, вместе с тем ясно, что это не простой вид деятельности и ему следует учить.

Можно говорить и о таких чертах творческой деятельности:

– видение новой функции объекта. Эта черта состоит в том, что человек, привыкая к окружающим предметам, умеет усматривать в них способность служить иной, неожиданной цели. Так, человек, имея карандаш, использует его в качестве дырокола или стержня, или для других целей;
– самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый. Эта черта творческой деятельности хорошо известна каждому, кто решал математические задачи. К примеру, такую: любыми арифметическими действиями с пятью двойками (2, 2, 2, 2, 2) получить число 7;
– видение структуры объекта: человек, столкнувшись с ситуацией, проблемой, новым текстом, улавливает все элементы этого объекта, существенное и несущественное соотношение этих элементов;
– альтернативное мышление, т. е. видение возможных решений данной проблемы, наличия противоречивых доказательств,
– построение принципиально нового способа решения в отличие других известных или не являющегося комбинацией известных способов решения.

Наконец, цели образования и описание пути их достижения педагог должен перевести на язык своей науки. В таком трансформированном виде цели фиксируются в форме содержания образования. Содержание образования выступает как отражающее цели образования, социально и личностно детерминированное, фиксированное в педагогической науке представление о социальном опыте, подлежащем усвоению подрастающим поколением. Можно сказать короче: содержание образования выступает перед педагогической дисциплиной, специально его изучающей  дидактикой как педагогическая модель социального опыта.

Итог сказанному о целях образования можно подвести следующим образом: результатом направленности образования на выполнение целей, обозначенных выше, должно быть становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельному, компетентному и ответственному действию в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для иного мнения и неожиданной мысли. По-настоящему образованный человек может не только действовать внутри наличной социальной структуры, но и изменять ее.
 

* Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Под ред. М.Н.Скаткина. Учебное пособие для слушателей ФПК, директоров общеобразовательных школ, студентов педвузов. М: Просвещение, 1982, с. 107.

Опубликовано:

Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С.26-27.

 

(С) Краевский В.В., 2008