Персональный сайт В.В.Краевского: Мои статьи: ПО  УХАБАМ  ВРЕМЕНИ
Персональный сайт В.В.Краевского

Краевский Володар Викторович (23 июня 1926 г. - 8 апреля 2010 г.) – заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член РАО, автор более 300 научных публикаций по вопросам методологии педагогики, дидактики, педагогического образования, многие из которых изданы за рубежом.

 
В начало
Обо мне
Новости
Мои статьи
Мои книги
Публицистика
Стихи
Фотогалерея
Гостевая книга
Контакты
 
 
 

 

Мои статьи

Краевский В.В.

       Разнобедренный треугольник реформы образования

       История реформы образования   неимоверно растянута во времени, иногда скучна, а подчас драматична. И даже называется по-разному. Предпоследнее ее название – модернизация образования. Еще не так давно деятели образования не то, чтобы спокойно, но сосредоточенно и вдумчиво обсуждали  ее направления и формы ее осуществления  в нашем социальном, по Конституции РФ, государстве. После долгих дискуссий  приняли Концепцию обновления этой обширной социальной сферы и сделали первые шаги в согласованном направлении. Не всё всех устраивало, но, по крайней мере, о необходимости гуманизации и гуманитаризации образования, приведения его в соответствие с требованиями времени уже не спорили. Впервые за десятилетия разработали новое содержание школьного образования. Сделали попытку привести его в соответствие с современными условиями в мире, и в  мире образования, в том числе. И вот – гром с ясного неба! 29 апреля 2004 года Правительство РФ, которое за три года до этого одобрило  «Концепцию модернизации российского образования», вопреки этой концепции с ее лозунгом о «возвращении государства в образование», утвердило другую – концепцию реформирования бюджетной сферы и одобрило предложения Министерства финансов России о внесении изменений и об отмене ряда федеральных законов в сфере образования, науки и молодежной политики. В основе такой перемены лежит концепция «либерального фундаментализма» и минимизации роли государства во всех сферах общественной жизни. Образование рассматривается теперь как «сфера услуг», а не как всеобщее социально значимое благо. Таким образом, выстраиваются два вектора реформирования образования. С одной стороны, оно по инерции движется вперед, в направлении, заданном социально-гуманитарными реформами начала 1990-х годов,  связанном с преодолением его отставания от потребностей развития страны и последствий глубокого социально-экономического кризиса. С другой стороны, декларируется нечто, полностью противоположное – новая государственная политика в сфере образования: резкое ущемление свободы в образовании и автономии образовательных учреждений. Это – свертывание и доступности отечественного образования, и перспектив его развития, покушение на гарантированный  Конституцией РФ принцип общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (ст. 43). Наконец, есть и третье направление, дополняющее второе – попытка ревизии Конституции  в той ее части, где провозглашается светский характер государства, отделение от него религиозных объединений (ст. 14).

Таким образом, общая картина образовательной ситуации в России выглядит как треугольник, далеко не равнобедренный, а, скорее, разно- бедренный,   стороны которого представляют собой даже не просто разные, но и противоположные направления мысли и действия. Достаточно сказать, что под принятым в апреле 2005 года на пятом съезде отраслевого профсоюза  обращением к президенту страны работников образования, протестующих против образовательной политики, насаждающей платность образования и социальный геноцид,  стоит более трех миллионов подписей.

Чтобы избежать упрёков в «голословности», присмотримся хотя бы в первом приближении к тому, что скрывается в каждом из углов нашей геометрической фигуры.

Угол первый – модернизация образования, определяемая в Концепции модернизации (2001 г.) как масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества и образовательного ведомства. В ее задачи входило создание нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов, которые позволили бы в полной мере реализовать ключевые идеи Закона РФ «Об образовании»: выбор, многообразие и вариативность в образовании; его нормативно-бюджетное финансирование; академическая и хозяйственно-экономическая самостоятельность учебных заведений; повышение статуса и усиление государственной поддержки работников образования и др. Собственно обновление образования предполагало выполнение задач гуманизации образования, формирования новых жизненных установок личности; учет общих тенденций мирового развития, обусловливающих необходимость существенных изменений в системе образования; расширение масштабов межкультурного взаимодействия, необходимость формирования таких качеств личности, как коммуникабельность и толерантность; новое осмысление содержания образования, которое характеризуется  в Концепции как устаревшее и перегруженное; расширение возможностей свободного и оперативного получения информации по преодолению этнонациональной напряженности, утверждению равноправия национальных культур и различных конфессий. Была проведена серьёзная работа по научно-методическому обеспечению  выполнения этих и других задач, определенных Концепцией.

Второй угол отмечен двумя документами, фактически перечёркивающими всё предыдущее. Первым из них, определяющим приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации (декабрь 2004 г.) и «в основном» одобренным правительством, был дан старт новой образовательной политике, нацеленной на насаждение платности образования, на его социальную сегрегацию и коммерциализацию. Второй – совсем недавно принятая «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы». Технократическую и грубо утилитарную её суть чётко выразил в своем докладе на парламентских слушаниях в Совете Федерации министр А.Фурсенко: «Образование – сфера вторичная по отношению к экономике». Отсюда с неумолимой логикой следует: духовность, нравственность, культура, составляющие основу образования, так же вторичны по отношению к экономике, как вторичен по отношению к ней и сам человек - получается, вопреки ст. 2 Конституции РФ, отнюдь не высшая ценность. Это вполне подтверждает текст Концепции. О многом сказано в этом документе, только не о человеке. Роль образования в решении задач социально-экономического развития России, согласно Концепции, изложена в шести пунктах, где личность фигурирует в контексте двух из них – в тех, где говорится о «создании условий для повышения конкурентоспособности личности»  и там, где речь идёт  о  «формировании кадровой элиты общества, основанном на свободном развитии личности».    Речь, по-видимому, идет о свободном развитии личностей представителей кадровой элиты, а не «простого» человека.

 Наконец, в третьем углу – проблема «Школа и церковь». Так озаглавлено выступление президента РАО Н.Д.Никандрова на XIV Рождественских образовательных чтениях 30 января 2006 года. В этом выступлении много интересного. Вот главное в нем. Ключевое слово – безопасность: «прежде всего безопасность нравственная». Здесь, конечно, РПЦ в первых рядах. Как быть нравственным? В выступлении – прямой совет: «если подозреваешь – донеси». Увы, цензура Конституцией запрещается, и нет поэтому надлежащего контроля за безнравственными. Изменять Конституцию – дело непростое, но, слава Богу, «когда приняты общие  политические решения, наши законодатели идут на множество поправок к действующим законам». «Только положительно оцениваемые [Российской Академией образования] учебники    должны допускаться в школу». «Некоторое ограничение свободы» позволительно. «Знаковое событие» - утверждение законодательным органом светской власти - Курской областной Думой воспитательной программы, основа которой – православное учение. Остается только напомнить о ранее предложенной выступающим в качестве национальной идеи знаменитой триаде графа С.С.Уварова «православие - самодержавие - народность». Отметим и совсем недавно опубликованную, адресованную школьникам    книгу одного из «пастырей стада Господня» священника Тимофея "Православное мировоззрение и современное естествознание". Смысл этого сочинения и его  пафос состоят в том, что данные науки, касающиеся эволюции Вселенной, солнечной системы, планеты Земля, органической жизни и человека противоречат библейской версии "сотворения" всего сущего и потому ошибочны.

Этот последний штрих проясняет картину на качественном уровне, а с математической точностью ситуацию характеризует объем государственных расходов на образование в процентах от ВВП. В России это  3,1% - 23-е место в списке из 25-ти стран. По расходам на одного учащегося – предпоследнее место в мире, перед Зимбабве.

 ---

Опубликовано в журнале «Здравый смысл», 2006, № 3.

 

(С) Краевский В.В., 2009