Персональный сайт В.В.Краевского: Обо мне
Персональный сайт В.В.Краевского

Краевский Володар Викторович (23 июня 1926 г. - 8 апреля 2010 г.) – заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член РАО, автор более 300 научных публикаций по вопросам методологии педагогики, дидактики, педагогического образования, многие из которых изданы за рубежом.

 
В начало
Обо мне
Новости
Мои статьи
Мои книги
Публицистика
Стихи
Фотогалерея
Гостевая книга
Контакты
 
 
 

 

О В.В.Краевском

Родился 23 июня 1926 года в городе Самаре в семье партийного работника. В 1938 году его отец был репрессирован, реабилитирован в 1956 году.

В 1950 году окончил Куйбышевский педагогический институт. Ещё во время учёбы в институте стал работать учителем английского языка в средней школе № 25 города Куйбышева, а затем школы № 39 Куйбышевской железной дороги. В скором времени после окончания института был назначен инспектором школ Куйбышевской железной дороги.

В 1954 году переехал в Москву и поступил в аспирантуру Академии педагогических наук СССР. С 1958 по 1966 год работал редактором издательства «Просвещение». С 1966 года работал научным сотрудником, а в последующем заведующим лабораторией общих проблем дидактики Научно-исследовательского института общей педагогики Академии педагогических наук СССР. В 1983-1993 годах заведовал кафедрой педагогики Института переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических и руководящих кадров АПН СССР. С 1993 года был академиком-секретарём Отделения философии и теоретической педагогики Российской академии образования. В 2004 году ушёл на заслуженный отдых.

В.В. Краевский опубликовал более 340 научных работ по вопросам методологии педагогики, дидактики, педагогического образования, в том числе и за рубежом. Им разработана концепция методологии педагогики как системы знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность.

Действительный член Российской академии образовании (1993). Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1982). Доктор педагогических наук.

Заслуженный деятель науки РФ (06.04.2002). Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (21.10.1996).

Умер 8 апреля 2010 года. Прах В.В. Краевского захоронен в закрытом колумбарии Николо-Архангельского кладбища под Москвой.

 

== 

Энциклопедия профессионального образования (1998)

КРАЕВСКИЙ Володар Викторович родился 23 июня 1926 г. в г. Самаре. В 1950 г. окончил Куйбышевский пединститут. Доктор педагогических наук с 1978 г., профессор c 1986 г. 1948— 1954 гг. — учитель, инспектор-методист; 1958— 1966 гг. — редактор издательства «Просвещение»; 1966—1984 гг. — научный сотрудник, зав. лабораторией общих проблем дидактики НИИ общей педагогики АПН СССР; 1984— 1993 гг. — зав. кафедрой педагогики Института переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических и руководящих кадров АПН СССР (РАО); академик-секретарь Отделения философии и теоретической педагогики Российской академии образования с 1993 по 2004 гг.

Научно-организационная деятельность Краевского В.В. в течение многих лет была направлена на объединение усилий педагогов-исследователей в решении проблем методологии педагогики, дидактики, теоретических и практических задач дополнительного педагогического образования.

Краевский В.В. разработал концепцию методологии педагогики как системы знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также системы деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных исследований. Обосновал системное представление о связи педагогической науки и практики, в котором главными структурными элементами выступают педагогические закономерности и принципы, о методологической рефлексии в научной и учебной работе, о соотношении педагогики с другими науками. Раскрыл специфику методологических характеристик педагогического исследования и выявил его логику.

Главными составляющими созданной Краевским В.В. концепции формирования педагогической теории являются: общие характеристики теоретического знания в его специфике по отношению к другим видам педагогического знания; определение научного статуса педагогики среди других наук, в том или ином отношении изучающих образование; условия, которые следует соблюдать при формировании педагогической теории, выступающие как основания такого формирования; способы целенаправленного формирования теоретического знания в контексте педагогического исследования и оценки его качества.

Рассматривая содержание общего среднего образования как модель требований общества к образованию и как содержательную сторону процесса становления личности в контексте обучения, раскрыл методологические основы построения и главные проблемы его теории. Им определены принципы и уровни формирования содержания образования: уровень общего теоретического представления, учебного предмета, учебного материала, процесса обучения, структуры личности. Предложены характеристики целостного учебно-воспитательного процесса и принципы его построения.

Осмысление проблем, возникающих в ходе этой работы, привело к разработке Краевским В.В. общетеоретических и нормативных оснований повышения квалификации научно-педагогических кадров. Среди них — выделенные им функции, которые реализует преподаватель-исследователь по отношению к педагогической науке, выступающей как методическая опора в его практической деятельности, как область исследований и как объект преобразования в учебном курсе.

Как руководитель комплексной исследовательской программы отделения философии образования и теоретической педагогики Краевский В.В. координирует работу ученых, занимающихся фундаментальными исследованиями в этой области по концептуальному и проектировочному освоению различных аспектов и разделов образования.

Краевским В.В. опубликовано в нашей стране и за рубежом более 200 научных работ по вопросам педагогики.

Соч.: Проблемы научного обоснования обучения. - М., 1977; Теоретические основы содержания общего среднего образования (соредактор и соавтор). - М., 1983; Теоретические основы процесса обучения в советской школе (соредактор и соавтор). - М., 1989; Методология педагогического исследования. - Самара, 1994; Повышение квалификации педагога — что это значит сегодня. - Бийск, 1996; Педагогическая теория: что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? - Волгоград, 1996.

(Статья взята: Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. - М.: АПО, 1998. - 568 с., ил. Т.1. - А-Л - 1998. - С.492-493)

---

См. также:

 

(С) Краевский В.В., 2008-2021