|
|
О В.В.Краевском
Энциклопедия профессионального образования (1998)
КРАЕВСКИЙ Володар Викторович родился 23
июня 1926 г. в г. Самаре. В 1950 г. окончил Куйбышевский пединститут.
Доктор педагогических наук с 1978 г., профессор c 1986 г. 1948— 1954 гг.
— учитель, инспектор-методист; 1958— 1966 гг. — редактор издательства
«Просвещение»; 1966—1984 гг. — научный сотрудник, зав. лабораторией
общих проблем дидактики НИИ общей педагогики АПН СССР; 1984— 1993 гг. —
зав. кафедрой педагогики Института переподготовки и повышения
квалификации научно-педагогических и руководящих кадров АПН СССР (РАО);
академик-секретарь Отделения философии и теоретической педагогики
Российской академии образования с 1993 по 2004 гг.
Научно-организационная деятельность Краевского В.В. в течение многих лет
была направлена на объединение усилий педагогов-исследователей в решении
проблем методологии педагогики, дидактики, теоретических и практических
задач дополнительного педагогического образования.
Краевский В.В. разработал концепцию методологии педагогики как системы
знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах
подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую
действительность, а также системы деятельности по получению таких знаний
и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества
специально-научных исследований. Обосновал системное представление о
связи педагогической науки и практики, в котором главными структурными
элементами выступают педагогические закономерности и принципы, о
методологической рефлексии в научной и учебной работе, о соотношении
педагогики с другими науками. Раскрыл специфику методологических
характеристик педагогического исследования и выявил его логику.
Главными составляющими созданной Краевским В.В. концепции формирования
педагогической теории являются: общие характеристики теоретического
знания в его специфике по отношению к другим видам педагогического
знания; определение научного статуса педагогики среди других наук, в том
или ином отношении изучающих образование; условия, которые следует
соблюдать при формировании педагогической теории, выступающие как
основания такого формирования; способы целенаправленного формирования
теоретического знания в контексте педагогического исследования и оценки
его качества.
Рассматривая содержание общего среднего образования как модель
требований общества к образованию и как содержательную сторону процесса
становления личности в контексте обучения, раскрыл методологические
основы построения и главные проблемы его теории. Им определены принципы
и уровни формирования содержания образования: уровень общего
теоретического представления, учебного предмета, учебного материала,
процесса обучения, структуры личности. Предложены характеристики
целостного учебно-воспитательного процесса и принципы его построения.
Осмысление проблем, возникающих в ходе этой работы, привело к разработке
Краевским В.В. общетеоретических и нормативных оснований повышения
квалификации научно-педагогических кадров. Среди них — выделенные им
функции, которые реализует преподаватель-исследователь по отношению к
педагогической науке, выступающей как методическая опора в его
практической деятельности, как область исследований и как объект
преобразования в учебном курсе.
Как руководитель комплексной исследовательской программы отделения
философии образования и теоретической педагогики Краевский В.В.
координирует работу ученых, занимающихся фундаментальными исследованиями
в этой области по концептуальному и проектировочному освоению различных
аспектов и разделов образования.
Краевским В.В. опубликовано в нашей стране и за рубежом более 200
научных работ по вопросам педагогики.
Соч.: Проблемы научного обоснования обучения. - М., 1977; Теоретические
основы содержания общего среднего образования (соредактор и соавтор). -
М., 1983; Теоретические основы процесса обучения в советской школе
(соредактор и соавтор). - М., 1989; Методология педагогического
исследования. - Самара, 1994; Повышение квалификации педагога — что это
значит сегодня. - Бийск, 1996; Педагогическая теория: что это такое?
Зачем она нужна? Как она делается? - Волгоград, 1996.
(Статья взята: Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. /
Под ред. С.Я. Батышева. - М.: АПО, 1998. - 568 с., ил. Т.1. - А-Л -
1998. - С.492-493)
---
См. также:
|