Персональный сайт В.В.Краевского: Обо мне
Персональный сайт В.В.Краевского

Краевский Володар Викторович (23 июня 1926 г. - 8 апреля 2010 г.) – заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член РАО, автор более 300 научных публикаций по вопросам методологии педагогики, дидактики, педагогического образования, многие из которых изданы за рубежом.

 
В начало
Обо мне
Новости
Мои статьи
Мои книги
Публицистика
Стихи
Фотогалерея
Гостевая книга
Контакты
 
 

Коллеги и ученики о В.В.Краевском
 
 

 

Коллеги и ученики о В.В.Краевском

СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ (К 75-летию В.В.Краевского)

Юбилеи почему-то всегда приходят неожиданно. Кажется, совсем недавно педагогическая общественность отмечала вначале 60-летний, потом – 70-летний юбилей выдающегося ученого и человека с большой буквы, Володара Викторовича Краевского, и вот как-то очень скоро пришла новая дата, а вместе с ней явился замечательный повод сказать добрые слова по адресу юбиляра.

Впервые я встретилась с Володаром Викторовичем Краевским в марте 85-го года, в Институте повышения квалификации тогдашней АПН СССР. В те давние уже времена мое отношение к педагогике было ужасающе легковесным. Приехав в Москву из далекого провинциального города, я, как и многие другие слушатели ИПК, имела весьма смутное представление о научной работе и будучи информирована коллегами, уже побывавшими на курсах повышения квалификации в Академии педнаук, о «тяжеловесном» методологическом семинаре В.В. Краевского и о якобы недоступности его содержания «простым смертным», я, ничтоже сумняшеся, выбрала необременительный для себя семинар с дежурной тематикой. Но уже через день-другой после нескольких общеобразовательных лекций профессора Краевского о методологии педагогики я решительно отвергла первоначальный выбор и перешла в семинар к Володару Викторовичу, чем в значительной степени определила свою дальнейшую научную судьбу. Я вдруг увидела другой и новый мир, и он захватил меня целиком и полностью. Надо сказать, что подобные ощущения от встречи с Ученым, от работы в семинаре были и у других его участников.

Чем мы занимались на семинаре у Володара Викторовича? Как можно определить ту ведущую деятельность руководителя семинара, которая задавала тон, направление, смысл и результат всей работы? В чем состояли его титанические педагогические усилия? Наверное, каждый, кто прошел школу семинаров В.В. Краевского, по-своему это оценивает, по-своему категоризирует. Позволю себе одну из версий: В.В. Краевский «ставил» нам мышление, как певцам ставят голос. И через три месяца после начала занятий в ИПК мы уезжали из Москвы уже в чем-то другими людьми. Во всяком случае мое педагогическое мировоззрение претерпело существенную переориентацию.

К сожалению, в начале 90-х, в самое тяжелое для постперестроечной страны время, когда сократилось до минимума финансирование образования, ИПК прекратил свое существование. А семинар остался жить благодаря своему создателю и его неутомимой деятельности. Именно в эти годы Володар Викторович, точь-в-точь как в восточном изречении «если Магомед не идет к горе, то гора идет к Магомеду», начинает много ездить по стране, проводить краткосрочные методологические семинары, а лучше сказать – разводить очаги методологической культуры в разных точках нашей необъятной Родины. Среди них: Самара, Волгоград, Санкт-Петербург, Сочи, Шуя, Екатеринбург, Челябинск, Томск, Новосибирск, Красноярск, Бийск и, наконец, самые дальние, восточные уголки - Владивосток, Уссурийск.

О работе Володара Викторовича Краевского в Уссурийском государственном педагогическом институте скажу отдельно. С 1997 года он оказывает неоценимую помощь нашему институту и кафедре педагогики в подготовке специалистов высшей квалификации. Аспиранты Краевского В.В. осваивают перспективные направления научного поиска. Само собой разумеется, под руководством Володара Викторовича на кафедре педагогики работает регулярно действующий методологический семинар, участниками которого являются преподаватели и аспиранты не только кафедры педагогики,, но и других кафедр института, а также учителя, руководители школ города и края, сотрудники Приморского института повышения квалификации работников образования, преподаватели кафедры психологии и педагогики Дальневосточного государственного университета. В октябре 2000 года семинар расширил рамки своего влияния: в его работе приняли участие ученые Хабаровского государственного педуниверситета. Таким образом, благодаря деятельности В.В. Краевского постоянно расширяются границы межнаучных коммуникаций кафедры и института, шаг за шагом создается оригинальная научная школа, сохраняющая и приумножающая лучшие традиции отечественной педагогики.

А мы, ученики, последователи и слушатели академика Краевского благодарны судьбе за встречу с мудрым наставником, истинным интеллигентом, общение с которым превращает бытовые будни в счастье, делает нас умнее и, может быть, лучше.
Так пожелаем же дорогому Володару Викторовичу в его юбилейный день рождения и дальше высоко нести знамя отечественной методологии педагогики, быть здоровым и крепким, сохранять поразительную работоспособность, радовать нас новыми замечательными сочинениями и самому получать каждодневную радость от жизни и работы, от общения с коллегами, учениками, единомышленниками!

Н.Л. Коршунова, ученица В.В. Краевского, заведующая кафедрой педагогики Уссурийского государственного пединститута, к.п.н., доцент.


(опубликовано в Альманахе «Гуманитарные исследования»: Уссурийск, УГПИ. – 2001. – Вып.5.)

---

См. также:

 

(С) Краевский В.В., 2008-2013