Персональный сайт В.В.Краевского: Обо мне
Персональный сайт В.В.Краевского

Краевский Володар Викторович (23 июня 1926 г. - 8 апреля 2010 г.) – заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член РАО, автор более 300 научных публикаций по вопросам методологии педагогики, дидактики, педагогического образования, многие из которых изданы за рубежом.

 
В начало
Обо мне
Новости
Мои статьи
Мои книги
Публицистика
Стихи
Фотогалерея
Гостевая книга
Контакты
 
 
 

Коллеги и ученики о В.В.Краевском
 

 

Некролог

СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ

(памяти Володара Викторовича Краевского)

 

8 апреля 2010 года после тяжелой продолжительной болезни скончался выдающийся советский и российский педагог, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии образования Володар Викторович Краевский.

В наши дни трудно представить себе педагога, не слышавшего имени В.В.Краевского. Но, по-видимому, стоит всё-таки напомнить суховатым официальным стилем, что значат для образования,  для науки и для страны один из самых  ярких и оригинальных ученых-педагогов и его работа.      

          Володар Викторович Краевский родился 23 июня 1926 года в Самаре. Трудовую деятельность он начал учителем средней школы, был школьным инспектором, редактором методического журнала. С 1966 по 1984 гг. работал научным сотрудником и заведующим лабораторией дидактики Института теории и истории педагогики Академии педагогических наук, потом заведовал  кафедрой педагогики Института повышения квалификации научно-педагогических кадров при АПН СССР. С 1993 по 2004 гг. был академиком-секретарем Отделения философии образования и теоретической педагогики в Президиуме РАО.  В этот период он руководил исследованиями большого научного коллектива, курировал работу трех институтов.

 Хотя В.В.Краевский широко известен в России и за рубежом как один из ведущих специалистов  в области методологии педагогики и педагогической теории, круг его научных интересов выходил за эти пределы  и распространялся в такие сферы, как  дидактика, проблемы содержания  образования, содержание и методы профессиональной  подготовки педагогов-исследователей, проблемы повышения квалификации педагогов, их  методологической культуры,  профессиональное самосовершенствование преподавателей педагогики в области научной работы. Особенно значителен вклад В.В.Краевского  в педагогическую науку как руководителя и участника разработки в творческом содружестве с учеными, чьи имена стали классическими для педагогики – М.Н.Скаткиным и И.Я.Лернером  - теоретической концепции содержания общего среднего образования и процесса обучения. Сейчас она становится все более востребованной. Самое активное участие в последние годы В.В.Краевский принимал в разработке стандартов общего и профессионального образования. На предложенной им концепции основано определение содержания образования, базовое для принятой министерством стратегии модернизации содержания общего образования.

Володар Викторович оставил после себя богатейшее научное наследие -  более 300 научных публикаций (в том числе более 30 книг) по вопросам методологии педагогики, дидактики, методики, педагогического образования, многие из которых изданы за рубежом. Им исследовано соотношение педагогики с другими науками, изучена проблема методологической рефлексии в научной и учебной работе, обосновано системное представление о связи педагогической науки и практики,  раскрыта логика педагогического исследования и разработана система его методологических характеристик, создана концепция формирования педагогической теории. Он  выявил состав, функции, структуру и  методологические условия научного обоснования обучения, представил характеристики целостного учебно-воспитательного процесса и предложил принципы его построения;  определил общетеоретические и нормативные основания переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. Опубликованный в 2005 году и рекомендованный в качестве учебника для студентов педвузов труд В.В.Краевского «Общие основы педагогики» служит системообразующим концептуальным основанием для преподавания педагогических дисциплин в вузах страны и методологическим ориентиром для научной работы в области образования.       

Однако главное, что сделал В.В. Краевский в области педагогики, проступающее как верховный смысл всего массива проведенной им поистине титанической работы, состоит, на наш взгляд, в раскрытии ведущей роли методологии в научно-педагогическом познании.

Володар Викторович Краевский в течение многих лет  проводил получившие широкую известность в педагогическом сообществе теоретические и практические занятия с преподавателями педвузов, научными работниками, аспирантами. Его лекции, статьи, книги  были проблемными и в то же время гармоничными. Это придавало научному творчеству В.В. Краевского своеобразную красоту. Однажды его назвали поэтом методологии,  в чем была сущая правда.

Как это и должно быть, незаметно, неофициально и неподвластно начальству сложилось представление о Школе Краевского. Она существует не в виртуальном официальном пространстве, а в реальности, в научных трудах, где всё чаще встречается это словосочетание. У него есть ученики и единомышленники. Его идеи развивают исследователи в разных регионах России и в других странах. Стремление помочь людям, занимающимся наукой, –  таким был главный стимул для ученого. В этом ему не могли помешать ни возраст, ни расстояния. Санкт-Петербург, Самара, Волгоград, Красноярск, Челябинск, Ярославль, Шуя, Уссурийск, Екатеринбург, Коломна – вот неполный перечень городов, где он проводил лекционные и семинарские занятия. Тем же  более десяти лет Краевский  занимался с аспирантами РАО. Они пользовались огромной популярностью.  Об их уровне и эффективности свидетельствует то, как их иногда называют в педагогическом сообществе – «легендарные».

Нельзя обойти стороной и  такую важную сторону в профессиональной деятельности Краевского, как организация методологических семинаров, которые академик  вел в течение многих лет. Вместе со своими коллегами и учениками он возродил семинар-конференцию всероссийского масштаба по методологии педагогики. Ежегодно в разных городах нашей страны проводятся сессии семинара, ставшего преемником Всесоюзного методологического семинара, начало которому было положено в далеком 1969 году. Начиная с  2001 года,  проведено девять сессий семинара, включая последнюю, состоявшуюся в Москве, в апреле 2010 года, к которой Володар Викторович тщательно готовился, но которую нам суждено было проводить уже без него.

Как уже отмечалось, Москва – не единственное место для организации семинаров подобного рода. Набирает силу методологический семинар на Дальнем Востоке, инициаторами которого выступили педагогические вузы этого региона. Он составляет восточное крыло общероссийского методологического движения, очаги которого по всей стране - от Уссурийска и Хабаровска до Челябинска, Краснодара, Сочи и Москвы.

Кроме того, с 2004 года ведётся совместная работа философов, культурологов и педагогов в рамках другого ежегодного  семинара по теме «Философия – образование – общество». Значительное место в нём занимает обсуждение методологических вопросов педагогики. У истоков организации этого семинара вместе со своими соратниками также стоял Володар Викторович Краевский. Он принял участие в шести сессиях семинара.

Трудовая деятельность В.В. Краевского отмечена многими наградами и знаками отличия: званием  «Заслуженный деятель науки РФ», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», «Медалью Ушинского», знаком «Отличник просвещения», еще несколькими медалями.

Талант В.В. Краевского не ограничивался только научной сферой.  Он заявил о себе также как блестящий писатель и самобытный поэт. В 2008 г. в Санкт-Петербурге увидел свет сборник его стихов «Сверху вниз по лестнице». Этим жанром ученый  занимался фактически всю свою жизнь наряду с научным творчеством. А вскоре после его  кончины была издана автобиографическая повесть «Следы на песке», описывающая страницы жизни и профессиональной деятельности автора.

Однако главное, более важное, чем любые научные  и другие достижения - ничем не запятнанная репутация, то, что в недавнем прошлом обозначалось слегка позабытыми сегодня  словами «достоинство» и «порядочность». Володар Викторович Краевский был настоящим интеллигентом, всегда настроенным на помощь другим и сотрудничество. Все, кому приходилось встречаться с ним (а их очень много), высоко ценили его человеческие и деловые качества – открытость в сотворчестве и научном поиске, внимательность, доброжелательность и требовательность. Его уважали за принципиальность, в основе которой - нравственная позиция, не подверженная колебаниям и административному давлению. Готовность помочь достойным и нежелание, невзирая на лица, поддаваться недостойным, бескорыстность, честность, бескомпромиссность, презрение к конъюнктуре – не те качества, которые помогают продвижению по службе и вообще в жизни. Успех и авторитет, достигнутые замечательным ученым и удивительным человеком, не благодаря, а скорее вопреки этим качествам – вот истинный измеритель масштаба личности.

Случалось, что, опережая события, Володара Викторовича называли живым классиком, что  ему сильно не нравилось. Несмотря на высокие звания и служебные посты, он был поразительно скромным человеком.

Нам трудно пережить тяжелую утрату. Смерть увела от нас незаурядного Человека, Гражданина, Учёного, но она бессильна перед его творчеством и светлой памятью о нем тех, кто имел счастье его видеть и знать, учиться у него и вместе с ним мыслить.

 

Н.Л. Коршунова,

Е.В. Бережнова,

А.А.Арламов.

 

(С) Краевский В.В., 2008-2013