Персональный сайт В.В.Краевского: Мои статьи - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  ДИАЛОГА  КУЛЬТУР
Персональный сайт В.В.Краевского

Краевский Володар Викторович (23 июня 1926 г. - 8 апреля 2010 г.) – заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член РАО, автор более 300 научных публикаций по вопросам методологии педагогики, дидактики, педагогического образования, многие из которых изданы за рубежом.

 
В начало
Обо мне
Новости
Мои статьи
Мои книги
Публицистика
Стихи
Фотогалерея
Гостевая книга
Контакты
 
 
 

 

Мои статьи

Краевский В.В.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  ДИАЛОГА  КУЛЬТУР

 (Выступление на VIII Международных Лихачёвских научных чтениях, 23 мая 2008 г.)

          Идея диалога культур приобретает в современных условиях особое значение как средство взаимопонимания индивидов и этносов, как фундамент построения и развития межличностных, межэтнических и межнациональных отношений. Диалог пронизывает всю жизнь общества. Это – средство осуществления коммуникационных связей, условие взаимопонимания людей. “Диалогические отношения – это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение... Где начинается сознание, там  начинается и диалог” [1, С.92]. Диалог может быть формой религиозно-философской мысли (например, платоновские диалоги) и духовного откровения:  “В глубинной идее диалога культур формируется новая культура общения. Мышление и бытие другого человека не только углублено в каждом из нас, оно – это иное мышление, иное сознание, внутренне насущное для нашего бытия "[2. C. 89].

          Понятно, что концепция диалога культур не может не найти отражения в сфере образования как процесса целенаправленной социализации человека.  Ориентиром могут служить три позиции, выдвигаемые В.С.Библером в его характеристике диалога культур: это «диалог логик», «диалог внутренней и внешней речи» и «диалог голосов».  Диалог логик отражает объективное знание на уровне мышления. Диалог внутренней и внешней речи отражает постановку изучаемой проблемы в вопросной форме. Диалог голосов – основа сопряжения культур, являющаяся нравственным  началом.

          Однако философские, культурологические или психологические концепции оказывают влияние на образование не прямо, не непосредственно, они  преломляются через призму специфики специальной науки об образовании – педагогики, её предмета. Иначе и быть не может, если учесть плюрализм трактовок главных составляющих обозначенного феномена, какими являются категории "культура" и "диалог". Если предстоит сделать выбор из множества, на первый взгляд, равноценных определений, этот выбор должен учитывать специфику задачи, которая решается с помощью данного определения. Задачи образовательной деятельности и педагогической науки – особые, и они детерминируют трактовку упомянутых категорий, которая излагается в дальнейшем.

          Важнейшим условием не только диалога культур, но и сотрудничества (в конечном счёте принимающего форму диалога) представителей разных сфер науки и социальной практики является наличие такого "общего знаменателя", который позволил бы участникам диалога, если не прийти сразу же к консенсусу, то, по крайней мере, понимать друг друга, что не всегда на практике оказывается возможным. Диалог предполагает общность пространства и времени, сопереживания – с целью понять собеседника, найти с ним общий язык. Диалог, по М. Бахтину, – это "взаимопонимание участвующих в этом процессе  и в то же время сохранение своего мнения,  сохранение дистанции (своего места)”[3, С.430].

          Непременным условием взаимопонимания является, во-первых, лингвистическая (терминологическая) однозначность, во-вторых, концептуально-аксиологическое основание диалога, предполагающее принятие участниками диалога основных ценностных ориентиров. Ценности возникают в контексте человеческой культуры, но не сводятся к ней и тем более не остаются «привязанными» к  какой либо социальной группе, нации или этносу. Фундаментальные ценности выступают как общечеловеческие, принадлежащие культуре в целом, и лишь принимают различные, в том числе и извращенные, отрицающие их самих, формы при их реализации в конкретных условиях.

          Разработанная в рамках педагогической теории культурологическая концепция содержания образования предлагает однозначное (в рамках педагогики) понимание культуры как социального опыта, который педагогически адаптируется применительно к образовательной сфере. Её  аксиологический фундамент – обращение к общечеловеческим ценностям.  В соответствии с этой концепцией содержание образования, изоморфное социальному опыту, состоит из четырёх главных системообразующих элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний; опыта осуществления известных способов деятельности -  в форме умений  действовать по образцу; опыта творческой деятельности -  в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций.

          Легко видеть, что содержание образования, понимаемое таким образом, предполагает наличие внутреннего диалога, без которого невозможно приобщение участников образовательного процесса к опыту творческой деятельности и опыту эмоционально-ценностных отношений. Кроме того, трансформация объективированной культуры в форме социального опыта в её субъективированную форму – в личный опыт формирует у обучаемого качества личности, позволяющие ему полноценно участвовать в жизни поликультурного общества таким образом, чтобы он стал участником перманентного процесса межкультурной коммуникации.

Эти качества личности могут быть представлены так. По-настоящему образованный человек способен к сопереживанию, готов к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельному, компетентному и ответственному действию в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни. Он  уважает себя и других, терпим к представителям других культур и национальностей, независим в суждениях и открыт для иного мнения и неожиданной мысли, может не только действовать внутри наличной социальной структуры, но и изменять ее.

          Именно эти качества характеризуют человека, толерантного по отношению к представителям  других взглядов, иной национальной, государственной или религиозной принадлежности.

  В русле личностно ориентированного обучения, естественным образом сочетающегося с культурологическим подходом к содержанию образования, диалогическая форма учебной работы – единственно возможная при трансформации социального опыта в опыт личный. Способы организации такой работы хорошо известны преподавателям средней и высшей школы. Примером служит  применение сократического метода, предполагающего широкое использование диалога. Сущность метода состоит в следующем. Во-первых, учитель и ученик в своем диалоге находят согласие в общем предмете обсуждения. Во-вторых, собеседники отыскивают среди разных случаев то общее, что является определяющим для частностей, то есть приходят к определению понятий. В-третьих, в ходе диалога применяется внутренний критерий истинности возникающей мысли, то есть осуществляется проверка: согласуется ли появившаяся мысль сама с собой и с вытекающими из нее следствиями или нет. В-четвёртых, в процессе целенаправленной социализации ученик выступает не только как объект, но и как субъект образовательной деятельности в той её части, которая относится к его собственному учению. Он выступает в этом качестве в первую очередь в реальном диалоге с учителем, и это даёт ему возможность проявить свое личностное отношение к учебному материалу, к своим товарищам. Воспитанник – субъект эмоционально-ценностных отношений, возникающих в процессе межличностной коммуникации, осуществляемой в диалогической форме.

          Следует подчеркнуть, что вполне эффективной такая работа может быть не в любом случае, а только в единстве с содержанием образования, построенным в соответствии с изложенными выше ориентирами, позволяющими реализовать диалог культур и как средство образовательной деятельности, и как её цель.

          Что касается перспектив партнёрства цивилизаций, сам термин не очень ясен, и по имеющимся на сегодня сообщениям, допускает разные трактовки. По словам главы  "Центра "Партнёрство цивилизаций" В.В.Попова, главной задачей этой организации будет создание новой концепции миропорядка как альтернативы нынешней жёсткой конфронтации Запада с исламсикм миром. Таким образом, предлагается, в сущности, позиция, носящая внешнеполитический характер, и  Российская Федерация, предположительно, становится  посредником между двумя сторонами, не примыкая ни к одной из них. Однако можно понимать задачи такого партнёрства иначе. По другому поводу руководитель  Центра  говорил об углублении контактов между Россией и арабо-мусульманским миром. Вице-президент фонда Андрея Первозванного М.И.Якушев считает, что мусульманский мир был и остаётся стратегическим партнёром России. Об углублении контактов России и исламского  мира говорили также и другие участники открытия "Центра "Партнёрство" цивилизаций", состоявшегося 29 мая в Московском государственном институте международных отношений..

          Если имеется в виду собственно научный аспект концепции, акценты расставляются по-другому.  В.В.Попов так определил две основных цели возглавляемого им Центра: первая – выработка всего того, что подразумевается под словом "общее"– общие для большинства стран Востока и Запада законы общественной жизни, в том числе – правила поведения, мировоззрения, перспективы взаимоотношений и др. Вторая – разработка новых принципов взаимодействия для быстрейшего преодоления эскалации напряженности и конфликтов во всем мире.

          Такая постановка проблемы соответствует, скорее, стадиальной, чем локальной трактовке понятия "цивилизация". Согласно А.Фергюсону, Л.Г. Моргану,  Ф.Энгельсу и др. цивилизация – стадия, или  ступень общественного развития материальной и духовной культуры, связанная с разделением труда, рационализацией производства, потребления и распределения, формированием гражданского общества; некая совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень исторического развития данного общества и человека. В краткой форме содержание понятия выражено в следующем суждении Фергюсона, датированном  1767 годом: "Не только индивид продвигается вперед от детства к зрелому возрасту, но и сам род людской — от первобытности (rudeness) к цивилизации" [4, p. 1]  Это, можно сказать, "цивилизация в единственном числе". Локальное значение понятия "цивилизация" (во множественном числе) сводит его к локальным разновидностям культуры: древнеегипетской, китайской, европейской и т.д. Западная и исламская цивилизации стоят в этом ряду. В этом случае слово "цивилизация" синонимично слову "культура",  что отражает генезис соответствующих понятий. Ещё в словаре Брокгауза и Эфрона отмечалось, что "к нам употребление термина "культура" перешло из немецкой научной литературы; у французов и англичан вместо слова "культура" употребляется слово "цивилизация".

          Если придерживаться приведенных выше определений и трактовок, можно с достаточным основанием  утверждать, что под партнёрством цивилизаций следует понимать с научных позиций именно то взаимодействие культур, которое выступает в форме их диалога. Если же под цивилизацией понимать ступень общественного развития, связанную с формированием гражданского общества, то более конкретно выступит  задача выявления того общего для большинства стран Востока и Запада, о котором говорил В.Попов. В этом случае диалог культур между Западом и Востоком приведёт к их действительному партнёрству в достижении высшего уровня развития, иными словами, к слиянию двух великих цивилизаций Востока и Запада, которое предвещал ещё в начале прошлого века один из самых известных его сторонников  Рейхани ар-Рейхани. Такое соединение возможно на основе "общего знаменателя", который может быть сформирован на базе общечеловеческих ценностей и в контексте гражданского общества – общества с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, которые способствуют образованию обратных связей между обществом и государством. Формирование такого общества, по приведенному выше определению, является специфической  характеристикой цивилизационного процесса.

          Дальнейшее прояснение вопроса требует ещё более широкого подхода к различению стадиального и локального значений понятия "цивилизация". Дело в том, что возможны два способа рассмотрения локальных цивилизаций – синхронный и диахронный. Синхронный предполагает одновременное существование культур, в которых представлены локальные цивилизации. В этом случае можно говорить об их взаимодействии или о конфронтации. Другой способ анализа – диахронный – представляет локальные цивилизации в динамике их развития, как сменяющие друг друга и передающие от одной к другой эстафету на разных этапах всемирно-исторического цивилизационного процесса (таковы древнеегипетская, древнеримская, европейская цивилизации т.д.). В этом случае локальное  приобретает характеристики стадиального. Поэтому различение двух значений рассматриваемого понятия  вряд ли следует считать абсолютным.

            По-видимому, картина была бы неполной без упоминания в связи со всем изложенным о всё более выходящей на первый план глобализации как особой фазе международных отношений, которая, на наш взгляд, неправомерно сводится  к возрастанию экономической взаимозависимости стран. Нередко забывают упомянуть о культурном аспекте глобализации, который предстаёт как завершающая стадия непреодолимого цивилизационного процесса. Ясное понимание различий и единства экономического, социального и культурного факторов расширения глобализации помогла  бы преодолевать её очевидные, вызывающие протест, издержки. В сфере образования к ним относится, например,  утверждение приоритета принципа информатизации по отношению к главному принципу – гуманизации образования. Информатизация не должна вести к сокращению возможностей простого человеческого общения за счет увеличения доли и роли обезличенной информации в школьной жизни детей. К чему приводит  увлечение не знающих меры подростков интернетом, представляющим собой великое достижение объединяющегося человечества – общеизвестно.

          В заключение следует сказать, что неправильно было бы сводить дело к уточнению дефиниций. Предстоит не лингвистический выбор, а исторический.  Вопрос ставится так: партнёрство –  это совместное участие в диалоге культур, в поисках общего для них в движении к новому уровню цивилизации, или же поддержка конфронтации Запада и Востока с  позиции посредника, фактически примыкающего к одной из сторон? Понятно, что от ответа на этот вопрос зависит многое, и, может быть, в первую очередь – определение целей образования в нашей стране, формы их отражения в педагогической науке и способы воплощения в педагогической практике.                               

                                          Литература

 1. Никитин В. От диалога конфессий к диалогу культур // Русская мысль. Париж, 2000. 3 – 9 февраля.

2. Вострякова Ю.В. Проблемы познания в диалоговом пространстве современной культуры // Философско-методологические проблемы науки и техники. Самара. 1998.

3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986. 

4. Ferguson A. An essay on the history of civil society, 1767. Edinburgh: Edinburgh   University  Press, 1978.                                                                                                                                

(Опубликовано в книге: Диалог культур и партнёрство цивилизаций: VIII Международные Лихачёвские чтения, 22-23 мая 2008 г. – СПб.: Изд-во СПб ГУП, 2008, с. 404-406).

 

(С) Краевский В.В., 2008