|
|
Мои статьи
Краевский В.В.
Иерархия целей образования
В образовании существует иерархия целей – от
общественной цели-идеала и цели образования в целом до цели отдельного
урока. Следует различать цели обучения, с одной стороны, и воспитания, с
другой; цель воспитательной системы – и цель преподавания учебного
предмета; цель урока – и цель воспитательного мероприятия; цель учебного
задания – и цель воспитательного воздействия.
Иногда эту иерархию уровней целеполагания не соблюдают, и тогда
постановка целей оказывается чисто формальным действием. Например, если
воспитательная цель урока в начальной школе формулируется как
«воспитание гуманизма» применительно к первоклассникам, становится
очевидным расхождение между уровнями общей цели и конкретной работы
учителя в классе. Реальной, а не абстрактной целью в этом случае могло
бы быть воспитание доброго отношения к домашним животным, особенно если
такая цель подкрепляется содержанием учебного материала. Это и было бы
воспитание гуманизма у детей этого возраста, на данном уровне.
Для прояснения вопроса об иерархии целей проследим путь от общественной
цели до цели педагогической.
Главной вехой и отправным пунктом пути будут общие цели образования,
выраженные преимущественно в терминах философии и социологии, отраженные
в средствах массовой информации, иными словами, в общественном сознании.
Следующая ступень конкретизация этих целей в психологических
представлениях о тех качествах личности, которыми должен обладать
образованный человек. Например, только психология может ответить на
вопрос о том, какими умениями обладает творческая личность. Опыт такой
деятельности включается в число элементов содержания образования,
представленное как педагогически адаптированная культура.
Вот как характеризует такие умения И.Я.Лернер в пособии «Дидактика
средней школы»*. Важной чертой творческой деятельности он считает
самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. Перенос
состоит в том, что, решая какую-либо новую для него проблему, ученик
способен использовать давно усвоенные знания и умения для поиска
решения. Это не всегда легко сделать, особенно если эти ранее усвоенные
знания лежат в другой научной области, чем решаемая проблема.
Другая черта – видение новой проблемы в знакомой ситуации. Ученик,
увидев в музее ручное рубило, спросил учителя: «Значит, далекие предки
уже знали разницу между острым и тупым? Ведь они делали рубило с одного
конца тупым, а с другого острым!» Следовательно, ученик поставил
проблему – нельзя ли по рубилу «судить о знаниях древнейших людей».
Чтобы понять все значение этого вопроса и проявленной мысли ученика,
следует заметить, что некоторые психологи считают часть людей обреченной
на проблемную слепоту, т. е. органически неспособной к постановке
(видению) новых проблем. Это совершенно неверная мысль, и среди здоровых
людей нет таких, у которых нельзя было бы развить этой способности. Без
нее развитие культуры шло бы бесконечно медленнее. И, вместе с тем ясно,
что это не простой вид деятельности и ему следует учить.
Можно говорить и о таких чертах творческой деятельности:
– видение новой функции объекта. Эта черта состоит в том, что человек,
привыкая к окружающим предметам, умеет усматривать в них способность
служить иной, неожиданной цели. Так, человек, имея карандаш, использует
его в качестве дырокола или стержня, или для других целей;
– самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в
новый. Эта черта творческой деятельности хорошо известна каждому, кто
решал математические задачи. К примеру, такую: любыми арифметическими
действиями с пятью двойками (2, 2, 2, 2, 2) получить число 7;
– видение структуры объекта: человек, столкнувшись с ситуацией,
проблемой, новым текстом, улавливает все элементы этого объекта,
существенное и несущественное соотношение этих элементов;
– альтернативное мышление, т. е. видение возможных решений данной
проблемы, наличия противоречивых доказательств,
– построение принципиально нового способа решения в отличие других
известных или не являющегося комбинацией известных способов решения.
Наконец, цели образования и описание пути их достижения педагог должен
перевести на язык своей науки. В таком трансформированном виде цели
фиксируются в форме содержания образования. Содержание образования
выступает как отражающее цели образования, социально и личностно
детерминированное, фиксированное в педагогической науке представление о
социальном опыте, подлежащем усвоению подрастающим поколением. Можно
сказать короче: содержание образования выступает перед педагогической
дисциплиной, специально его изучающей дидактикой как педагогическая
модель социального опыта.
Итог сказанному о целях образования можно подвести следующим образом:
результатом направленности образования на выполнение целей, обозначенных
выше, должно быть становление человека, способного к сопереживанию,
готового к свободному гуманистически ориентированному выбору,
индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельному,
компетентному и ответственному действию в политической, экономической,
профессиональной и культурной жизни, уважающего себя и других, терпимого
к представителям других культур и национальностей, независимого в
суждениях и открытого для иного мнения и неожиданной мысли.
По-настоящему образованный человек может не только действовать внутри
наличной социальной структуры, но и изменять ее.
* Дидактика средней школы: Некоторые проблемы
современной дидактики. Под ред.
М.Н.Скаткина. Учебное пособие для
слушателей ФПК, директоров общеобразовательных школ,
студентов педвузов. М: Просвещение, 1982, с. 107. |
Опубликовано:
Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сборник
научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое
предприятие «ИНЭК», 2007. - С.26-27.
|