|
Мои статьи Краевский В.В. Разнобедренный треугольник реформы образования История реформы образования неимоверно растянута во времени, иногда скучна, а подчас драматична. И даже называется по-разному. Предпоследнее ее название – модернизация образования. Еще не так давно деятели образования не то, чтобы спокойно, но сосредоточенно и вдумчиво обсуждали ее направления и формы ее осуществления в нашем социальном, по Конституции РФ, государстве. После долгих дискуссий приняли Концепцию обновления этой обширной социальной сферы и сделали первые шаги в согласованном направлении. Не всё всех устраивало, но, по крайней мере, о необходимости гуманизации и гуманитаризации образования, приведения его в соответствие с требованиями времени уже не спорили. Впервые за десятилетия разработали новое содержание школьного образования. Сделали попытку привести его в соответствие с современными условиями в мире, и в мире образования, в том числе. И вот – гром с ясного неба! 29 апреля 2004 года Правительство РФ, которое за три года до этого одобрило «Концепцию модернизации российского образования», вопреки этой концепции с ее лозунгом о «возвращении государства в образование», утвердило другую – концепцию реформирования бюджетной сферы и одобрило предложения Министерства финансов России о внесении изменений и об отмене ряда федеральных законов в сфере образования, науки и молодежной политики. В основе такой перемены лежит концепция «либерального фундаментализма» и минимизации роли государства во всех сферах общественной жизни. Образование рассматривается теперь как «сфера услуг», а не как всеобщее социально значимое благо. Таким образом, выстраиваются два вектора реформирования образования. С одной стороны, оно по инерции движется вперед, в направлении, заданном социально-гуманитарными реформами начала 1990-х годов, связанном с преодолением его отставания от потребностей развития страны и последствий глубокого социально-экономического кризиса. С другой стороны, декларируется нечто, полностью противоположное – новая государственная политика в сфере образования: резкое ущемление свободы в образовании и автономии образовательных учреждений. Это – свертывание и доступности отечественного образования, и перспектив его развития, покушение на гарантированный Конституцией РФ принцип общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (ст. 43). Наконец, есть и третье направление, дополняющее второе – попытка ревизии Конституции в той ее части, где провозглашается светский характер государства, отделение от него религиозных объединений (ст. 14). Таким образом, общая картина образовательной ситуации в России выглядит как треугольник, далеко не равнобедренный, а, скорее, разно- бедренный, стороны которого представляют собой даже не просто разные, но и противоположные направления мысли и действия. Достаточно сказать, что под принятым в апреле 2005 года на пятом съезде отраслевого профсоюза обращением к президенту страны работников образования, протестующих против образовательной политики, насаждающей платность образования и социальный геноцид, стоит более трех миллионов подписей. Чтобы избежать упрёков в «голословности», присмотримся хотя бы в первом приближении к тому, что скрывается в каждом из углов нашей геометрической фигуры. Угол первый – модернизация образования, определяемая в Концепции модернизации (2001 г.) как масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества и образовательного ведомства. В ее задачи входило создание нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов, которые позволили бы в полной мере реализовать ключевые идеи Закона РФ «Об образовании»: выбор, многообразие и вариативность в образовании; его нормативно-бюджетное финансирование; академическая и хозяйственно-экономическая самостоятельность учебных заведений; повышение статуса и усиление государственной поддержки работников образования и др. Собственно обновление образования предполагало выполнение задач гуманизации образования, формирования новых жизненных установок личности; учет общих тенденций мирового развития, обусловливающих необходимость существенных изменений в системе образования; расширение масштабов межкультурного взаимодействия, необходимость формирования таких качеств личности, как коммуникабельность и толерантность; новое осмысление содержания образования, которое характеризуется в Концепции как устаревшее и перегруженное; расширение возможностей свободного и оперативного получения информации по преодолению этнонациональной напряженности, утверждению равноправия национальных культур и различных конфессий. Была проведена серьёзная работа по научно-методическому обеспечению выполнения этих и других задач, определенных Концепцией. Второй угол отмечен двумя документами, фактически перечёркивающими всё предыдущее. Первым из них, определяющим приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации (декабрь 2004 г.) и «в основном» одобренным правительством, был дан старт новой образовательной политике, нацеленной на насаждение платности образования, на его социальную сегрегацию и коммерциализацию. Второй – совсем недавно принятая «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы». Технократическую и грубо утилитарную её суть чётко выразил в своем докладе на парламентских слушаниях в Совете Федерации министр А.Фурсенко: «Образование – сфера вторичная по отношению к экономике». Отсюда с неумолимой логикой следует: духовность, нравственность, культура, составляющие основу образования, так же вторичны по отношению к экономике, как вторичен по отношению к ней и сам человек - получается, вопреки ст. 2 Конституции РФ, отнюдь не высшая ценность. Это вполне подтверждает текст Концепции. О многом сказано в этом документе, только не о человеке. Роль образования в решении задач социально-экономического развития России, согласно Концепции, изложена в шести пунктах, где личность фигурирует в контексте двух из них – в тех, где говорится о «создании условий для повышения конкурентоспособности личности» и там, где речь идёт о «формировании кадровой элиты общества, основанном на свободном развитии личности». Речь, по-видимому, идет о свободном развитии личностей представителей кадровой элиты, а не «простого» человека. Наконец, в третьем углу – проблема «Школа и церковь». Так озаглавлено выступление президента РАО Н.Д.Никандрова на XIV Рождественских образовательных чтениях 30 января 2006 года. В этом выступлении много интересного. Вот главное в нем. Ключевое слово – безопасность: «прежде всего безопасность нравственная». Здесь, конечно, РПЦ в первых рядах. Как быть нравственным? В выступлении – прямой совет: «если подозреваешь – донеси». Увы, цензура Конституцией запрещается, и нет поэтому надлежащего контроля за безнравственными. Изменять Конституцию – дело непростое, но, слава Богу, «когда приняты общие политические решения, наши законодатели идут на множество поправок к действующим законам». «Только положительно оцениваемые [Российской Академией образования] учебники должны допускаться в школу». «Некоторое ограничение свободы» позволительно. «Знаковое событие» - утверждение законодательным органом светской власти - Курской областной Думой воспитательной программы, основа которой – православное учение. Остается только напомнить о ранее предложенной выступающим в качестве национальной идеи знаменитой триаде графа С.С.Уварова «православие - самодержавие - народность». Отметим и совсем недавно опубликованную, адресованную школьникам книгу одного из «пастырей стада Господня» священника Тимофея "Православное мировоззрение и современное естествознание". Смысл этого сочинения и его пафос состоят в том, что данные науки, касающиеся эволюции Вселенной, солнечной системы, планеты Земля, органической жизни и человека противоречат библейской версии "сотворения" всего сущего и потому ошибочны. Этот последний штрих проясняет картину на качественном уровне, а с математической точностью ситуацию характеризует объем государственных расходов на образование в процентах от ВВП. В России это 3,1% - 23-е место в списке из 25-ти стран. По расходам на одного учащегося – предпоследнее место в мире, перед Зимбабве. --- Опубликовано в журнале «Здравый смысл», 2006, № 3.
|
(С) Краевский В.В., 2009